А самое главное — участники свободно «плавают» в этом треугольнике по ролям.
Жертва очень быстро превращается в Преследователя (Агрессора) для бывшего Спасителя, а Спаситель — очень быстро становится Жертвой бывшей Жертвы.
Например, есть некто, страдающий от чего-то или кого-то (эти «что-то» или «кто-то» и является Агрессором). А страдалец (страдалица) — это типа, Жертва.
Жертва быстро находит Спасителя (или спасителей), который (по разным причинам) старается (вернее, пытается) помочь Жертве.
Всё бы ничего, но Треугольник-то магический, и Жертве совершенно не нужно избавление от Агрессора, а Спасителю — не нужно, чтобы Жертва прекратила быть жертвой. Иначе он ей будет не нужен. Какой же Спаситель без жертвы? Жертва «излечится», «избавится», кого же спасать то?
Получается, что и Спаситель, и Жертва заинтересованы (неосознанно, конечно) в том, чтобы фактически всё оставалось по прежнему.
Жертва должна страдать, а Спаситель должен помогать.
Все довольны:
- Жертва получает свою долю внимания и заботы, а Спаситель — горд тем, какую роль он играет в жизни Жертвы.
- Жертва платит Спасителю признанием его заслуг и роли, а Спаситель платит за это Жертве вниманием, временем, энергией, чувствами и т.д.
Ну и что? — спросите вы. Все же довольны!
Как бы не так!
На этом треугольник не останавливается. Жертве становится мало того, что она получает. Она начинает всё больше и больше требовать и оттягивать внимания и энергии Спасителя. Спаситель старается (на сознательном уровне), но у него ничего не получается. Конечно, он же на бессознательном уровне не заинтересован помочь ОКОНЧАТЕЛЬНО, он же не дурак, лишиться такого вкусного процесса!
У него не получается, его состояние и самооценка (самоуважение) снижаются, ему становится плохо, а Жертва продолжает ждать и требовать внимания и помощи.
Постепенно и незаметно Спаситель становится Жертвой, а бывшая Жертва становится Преследователем (Агрессором) для своего бывшего Спасителя. И чем больше Спаситель вкладывал в того, кого он спасал, тем, по большому счёту, он становится больше ей должен. Ожидания растут, и он ОБЯЗАН их реализовывать.
Бывшая жертва всё больше недовольна «не оправдавшим её ожиданий» Спасителем. Она всё больше и больше путает, кто же на самом деле является агрессором. Для неё уже бывший Спаситель виноват в её бедах. Как-то незаметно происходит переход, и уже почти осознанно она недовольна бывшим благодетелем, и уже его обвиняет чуть ли не больше, чем того (то), кого раньше считала своим Агрессором.
Бывший спаситель становится для бывшей Жертвы обманщиком и новым Агрессором, а бывшая Жертва устраивает настоящую охоту за бывшим Спасителем.
Но это ещё не всё…
Бывший кумир повержен и ниспровергнут. Жертва ищет новых Спасителей, ведь у неё количество Агрессоров возросло — бывший Спаситель не оправдал ожиданий, по большому счёту, обманул её, и должен быть наказан.
Бывший же Спаситель, являясь уже Жертвой своей бывшей Жертвы, измотанный в попытках (нет, не помочь, его сейчас волнует лишь одно — суметь спастись от «жертвы») — начинает (уже как истинная жертва) искать других спасителей — и для себя, и для своей бывшей Жертвы. К стати говоря, это могут быть разные Спасители — для бывшего спасителя и бывшей жертвы.
Круг расширяется. Почему треугольник и называется магическим, что:
1. Каждый участник бывает во всех его углах (играет все положеные в треугольнике роли);
2. Треугольник устроен так, что вовлекает всё новых и новых членов оргии.
Бывший Спаситель, использованный, выбрасывается, он истощён, и уже не может быть полезен Жертве, и Жертва пускается в поиски и в погоню за новыми Спасителями (будущими её жертвами)
С точки зрения Агрессора тут тоже интересные штуки.
Агрессор (настоящий агрессор, тот, кто и считает себя агрессором, преследователем) как правило, не знает о том, что Жертва на самом деле не жертва. Что она не на самом деле беззащитна, просто ей нужна данная роль.
Жертва же очень быстро находит Спасителей, которые «внезапно» появляются на пути «Агрессора», и тот очень быстро становится уже их Жертвой, а Спасители превращаются в Преследователей бывшего Агрессора.
Это великолепно описал Эрик Берн на примере сказки про Красную Шапочку.
Шапочка — «Жертва», волк — «Агрессор», охотники — «Спасители».
Но сказка заканчивается вспоротым брюхом волка.
Алкоголик — жертва Алкоголя. Его жена — Спаситель.
С другой стороны Алкоголик — Агрессор для жены, и она ищет спасителя — нарколога или психотерапевта.
С третьей стороны, для алкоголика жена — Агрессор, а его Спасителем от жены является алкоголь.
Врач быстро из Спасителя превращается в Жертву, так как обещал Спасти и жену и алкоголика, и даже брал за это деньги, а жена алкоголика становится его Преследователем.
А жена ищет нового Спасителя.
И кстати, жена обретает нового обидчика (Агрессора)в лице врача, ведь он обидел и обманул её, и не выполнил своих обещаний, взяв деньги.
Поэтому жена может начать Преследования бывшего Спасителя (врача), а ныне Агрессора, находя новых Спасителей в виде:
1. СМИ, судебных органов
2. Подружек, с которыми можно перемывать косточки уже и врачу («Ох уж эти врачи!»)
3. Нового врача, который вместе с женой осуждает «некомпетентность» предыдущего врача.
Ниже представлены признаки, по которым можно себя узнать, когда вы оказываетесь в треугольнике.
Чувства, которые испытывают участники событий:
Жертва: чувство беспомощности, беспросветности, принуждения и причинения, безвыходности, бессилия, никчёмности, никому ненужности, собственной неправильности, запутанности, неясности
Спаситель: чувство жалости, желание помочь, собственное превосходства над жертвой (над тем, кому хочет помочь), большую компетентность, большую силу, ум, больший доступ к ресурсам, «он больше знает про то, как нужно действовать». Сострадание, острое щемящее чувство сопереживания (обратите внимание, это очень важный пункт: Спаситель ассоциируется с Жертвой! А значит, никак и никогда не сможет ей истинно помочь!)
Агрессор: чувство собственной правоты, благородного возмущения и праведного гнева, желание наказать нарушителя, желание восстановить справедливость, оскорблённое самолюбие, убеждённость, что только он знает, как правильно раздражение на жертву и тем более на спасителей, которых воспринимает, как мешающий фактор (спасители ошибаются, ведь только он знает, как нужно прямо сейчас поступить!)
- Жертва — страдает
- Спаситель — спасает и приходит на помощь и выручку
- Агрессор наказывает, преследует, учит (проучивает)
Если вы оказались в этом «магическом» треугольнике, то знайте, что Вам придётся побывать во всех «углах» этого треугольника, и перепробывать все его Роли.
События в треугольнике могут происходить сколь угодно долго — вне зависимости от сознательных желаний их участников.
Жена алкоголика не желает страдать, алкоголик не желает быть алкоголиком, а врач не желает обманывать семью алкоголика. Но всё определяется результатом.
Пока хоть кто-нибудь не выскочит из этого проклятого треугольника, игра может продолжаться сколь угодно долго.
Как выскакивать?
Самое главное — понять, на какой Роли Вы вошли в треугольник.
Какой из углов треугольника был для Вас входом в него.
Обычно в руководствах дают следующий совет: инверсировать роли. То есть, заменить роли на другие:
Агрессор должен стать для Вас Учителем. Фраза, которую я говорю своим ученикам: «Наши враги, и те, кто нам «мешают», являются нашими лучшими тренерами и учителями)
Спаситель — Помощником или максимум — Проводником (можно — тренером, как в фитнесс-клубе: вы делаете, а тренер тренирует).
А Жертва — Учеником.
Если Вы поймали себя на роли Спасителя — бросьте глупые мысли о том, что тот, «кто нуждается в помощи» немощен и слаб. Принимая его такие мысли, Вы делаете ему медвежью услугу. Вы делаете что-то ЗА него. Вы мешаете ему научиться самостоятельно чему-то важному для него.
Нельзя делать ничего за другого человека.
Ваше желание помочь — искус, жертва является Вашим искусителем, и Вы, фактически, являетесь искусителем и провокатором для того, кому стремитесь помочь.
Дайте человеку делать самому. Пусть он ошибается, но это будут ЕГО ошибки. И он не сможет Вас обвинить в этом, когда попытается перебраться в роль Вашего Преследователя.
Человек должен пройти свой путь сам.
Великий психотерапевт Александр Ефимович Алексейчик говорит:
«Помочь можно только тому, кто что-то делает.»
И продолжал, обращаясь к тому, кто был в этот момент в беспомощности:
«Что Вы делаете, для того, чтобы он (тот, кто помогает) мог Вам помочь?»
По материалам http://uduba.com/